#Ученичество

| #Ученичество. 2025. Вып. 3 | #Apprenticeship. 2025. Issue 3 40 «свой – чужой», компетентность власти, миссия армии, роль пропаганды, жизнь и смерть и т. д. Наиболее представительная база данных о кино IMDb (Internet Movie Database, существует с 1996 г.) содержит 1163 ревью этого фильма на английском языке, последнее из которых датировано 7 августа 2025 г. [10]. Российские «Кинопоиск» (с 1998 г.), «Афиша» и «Яндекс» – совокупно 462 рецензии на русском языке [3]. Анализируя отзывы в сети, далеко не всегда можно определить возраст и национальную принадлежность их авторов. Однако на IMDb представлен уникальный кейс: 7 ноября 2023 г. в базе размещены 30 однотипных отзывов по 10 строк. Очевидно, это выполнение школьным классом домашней работы после просмотра «Доктора Стрейнджлава» на учебном занятии вместе с учителем. Аналогичное задание было дано в сентябре 2025 г. 11-му классу одной из тульских школ по итогам урока по курсу «Всеобщая история 1945 год – начало XXI в.». Те и другие тексты и составили фактографический материал данной статьи. Мы проанализировали, как оценивают картину молодые люди – не помнящие эпоху всеобщего страха перед ядерной бомбой, но живущие в современных реалиях геополитического противостояния. Для начала отметим, что общий рейтинг кинокартины на всех ресурсах практически совпадает: на IMDb это 8,3 по десятибалльной шкале; на «Кинопоиске» – 8,0 (89 % рецензий – положительные, 3 % – отрицательные, 8 % – нейтральные). Вместе с тем аудитория фильма значительно различается. В США фильм знаком достаточно широкой публике – впервые его смотрят на уроках истории XX в. или занятиях по истории кино, а затем нередко пересматривают, разброс мнений очень широк. В России «Доктор Стрейнджлав» – артхаус, фильм не знакомый массовой аудитории, практически все рецензии на него на «Кинопоиске» написаны подготовленными зрителями и представляют собой достаточно длинные тексты с развернутой аргументацией и опорой на исторический контекст. Обращаясь исключительно к «школьным» рецензиям, мы выравниваем условия: возраст авторов, время написания текстов, отсутствие добровольности, ситуация контроля и оценивания со стороны взрослого идентичны – все это позволяет провести корректное сравнение. Будем учитывать тот факт, что мы не знаем – смотрели американские школьники фильм в рамках соответствующей темы по истории XX в. или в иной учебной ситуации. Орфография и пунктуация оригиналов сохранены, перевод с английского выполнен авторами статьи. Средняя оценка фильма молодыми людьми из США почти та же, что и на портале в целом – 7,7. Есть те, кто поставил картине 10 из 10, но 2 человека оценили его в 1 звезду. Самая частая оценка – 8. Наибольшей похвалы удостоился комедийный компонент фильма: «Что мне понравилось в фильме, так это юмор», «Он заставил меня смеяться до упаду», «Ситуация в фильме серьёзная, но в то же время много забавных моментов», «настоящая историческая драма, которую стоит посмотреть, если хотите от души посмеяться» и т. д. Именно жанр оправдывает для американских школьников просмотр картины, которая в остальном понравилась им не слишком: «Единственное, что сделало этот фильм хорошим, это комедия, в остальном он довольно скучный, но чего еще ожидать от фильма 50-х?», «Мне понравился этот фильм из-за комедии, потому что если бы ее не было, я бы, честно говоря, уснул во время этого фильма», «Фильм смешной, но в нём не было смысла», «Говорят, это комедия, но я то смеялся, то просто терялся»...

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=