#Ученичество
| #Ученичество. 2025. Вып. 3 | #Apprenticeship. 2025. Issue 3 35 литературы постоянно ищут различные способы, чтобы изменить эту ситуацию. Одни выбирают писателей, которые говорят о насущных проблемах детей и подростков, другие запугивают экзаменами и итоговым сочинением. А что же делать с классической литературой, знание которой необходимо для культурного человека? Для ответа на этот вопрос необходимо было провести исследование о причинах нежелания читать. Мы выдвинули такую версию: текст классической литературы трудно читать, так как язык писателей XIX–XX веков воспринимается как чужой, непонятный. Для подтверждения этой версии был проведен опрос, в котором приняли участие обучающиеся тульских школ с 8-го по 11-й класс. Школьникам предложили фрагмент из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». «А между тем подоспел Тарасов полк, приведенный Товкачем; с ним было еще два есаула, писарь и другие полковые чины; всех козаков набралось больше четырех тысяч. Было между ними немало и охочекомонных, которые сами поднялись, своею волею, без всякого призыва, как только услышали, в чем дело. Есаулы привезли сыновьям Тараса благословенье от старухи матери и каждому по кипарисному образу из Межигорского киевского монастыря. Надели на себя святые образа оба брата и невольна задумались, припомнив старую мать. Что- то пророчит им и говорит это благословенье? Благословенье ли на победу над врагом и потом веселый возврат на отчизну с добычей и славой, на вечные песни бандуристам, или же?.. Но неизвестно будущее, и стоит оно пред человеком подобно осеннему туману, поднявшемуся из болот. Безумно летают в нем вверх и вниз, черкая крыльями, птицы, не распознавая в очи друг друга, голубка – не видя ястреба, ястреб – не видя голубки, и никто не знает, как далеко летает он от своей погибели... Остап уже занялся своим делом и давно отошел к куреням. Андрий же, сом не зная отчего, чувствовал какую-то духоту на сердце. Уже козаки окончили свою вечерю, вечер давно потухнул; июльская чудная ночь обняла воздух; но он не отходил к куреням, не ложился спать и глядел невольно на всю бывшую пред ним картину. На небе бесчисленно мелькали тонким и острым блеском звезды. Поле далеко было занято раскиданными по нем возами с висячими мазницами, облитыми дегтем, со всяким добром и провиантом, набранным у врага. Возле телег, под телегами и подале от телег – везде были видны разметавшиеся на траве запорожцы. Все они спади в картинных положениях: кто подмостив себе под голову куль, кто шапку, кто употребивши просто бок своего товарища. Сабля, ружье-самопал, короткочубучная трубка с медными бляхами, железными провертками и огнивом были неотлучно при каждом козаке. Тяжелые волы лежали, подвернувши под себя ноги, большими беловатыми массами и казались издали серыми камнями, раскиданными по отлогостям поля. Со всех сторон из травы уже стал подыматься густой храп спящего воинства, на который отзывались с поля звонкими ржаньями жеребцы, негодующие на свои спутанные ноги» [1, с. 8]. В этом фрагменте 333 слова. Ученикам 8–11-х классов было предложено подчеркнуть все слова, значения которых они не понимают. В опросе приняли участие 40 человек из разных школ Тулы и области. Вот какие лексемы выделили школьники: есаул, охочекомонный, кипарисный, бандурист, курень,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=