#Ученичество
| #Ученичество. 2025. Вып. 3 | #Apprenticeship. 2025. Issue 3 12 способен стать базой для формирования актуального набора гибких навыков у студентов: любопытства и готовности учиться; навыка межличностного общения; сотрудничества; способности решать проблемы; адаптивности; расстановки приоритетов; наставничества [7]. С. Н. Бацунов, И. И. Дереча, И. М. Кунгурова, Е. В. Слизкова считают, что образовательные учреждения могут и должны оказать содействие в развитии гибких навыков обучающихся [2]. Л. О. Панкова, И. Н. Мухомедзянова выделяют следующие гибкие навыки студентов: коммуникативные и организаторские склонности, копинг-поведение в стрессовых ситуациях, готовность к саморазвитию, локус-контроль, рефлексивность, эмпатические способности, критическое мышление [10]. Учебно-воспитательный процесс вуза ориентирован на развитие гибких навыков через потенциал психолого-педагогических дисциплин, психологической службы вуза, внеучебных мероприятий, ученического самоуправления, научного студенческого общества и т. д. Н. Н. Авдеева и другие выделяют процесс самообучения как источник развития гибких навыков [1]. А. Ю. Шкуров отмечает помощь наставника как в профессиональном, так и в личностном плане при развитии гибких навыков [16]. А. Б. Серых, И. С. Валлис рассматривают содержательные компоненты гибких навыков у студентов с учетом требования всех участников образовательного процесса, работодателей [12]. Современные китайские ученые Q. Zhai, M. Willis, B. O'Shea, Y. Zhai, Y. Yang выделяют похожие личностные черты, их взаимосвязь с удовлетворенностью работой и благополучием в жизни [18]. Отечественные и зарубежные исследователи сходятся в необходимости развития гибких навыков еще на университетской скамье. В организованном нами исследовании особенностей развития гибких навыков у студенческой молодежи России и Китая приняли участие 69 российских студентов, обучающихся в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого на факультете психологии, и 60 китайских студентов из Нанкинского университета аудита. Студентам было предложено пройти анкетирование и оценить сформированность у себя гибких навыков, ответив на 8 вопросов. 1. Анализ и осмысление информации. 2. Умею аргументировать, доказывать, приводить систему доводов и аргументов. 3. Готов предложить собственную идею. 4. Нахожу выход из нетипичной ситуации. 5. Легко и с удовольствием общаюсь. 6. Грамотно веду себя в конфликте. 7. Обращаюсь за помощью. 8. Умею и люблю работать в команде. Вопросы 1–2 предназначались для оценки сформированности компонента «критическое мышление», вопросы 3–4 – «креативность», вопросы 5–6 – «коммуникация», вопросы 7–8 – «кооперация». При ответе на каждый вопрос студентам было предложено п роанализировать умение по шкале от 1 до 3, где 1 – не очень хорошо развито, 2 – средне, 3 – достаточно хорошо. Приведем результаты самооценки компонента «критическое мышление» российскими студентами (рис. 1–2).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=