#Ученичество

| #Ученичество. 2025. Вып. 3 | #Apprenticeship. 2025. Issue 3 11 psychologists when designing undergraduate programs and developing professional soft skills among students. Keywords: soft skills, student life, creativity, critical thinking, cooperation, communication. © Декина Е. В., Шалагинова К. С., Чжан Цзяцзе., 2025 © Dekina E. V., Shalaginova K. S., Zhang Jiajie ., 2025 Наличие развитых мягких навыков во многом определяет успешность личности, способствует самоопределению, самореализации, позволяет человеку добиться успехов в процессе обучения в вузе и затем в профессии. И. С. Валлис отмечает, что чем выше специалист поднимается по карьерной лестнице, тем наибольшую роль начинают играть именно гибкие навыки (коммуникабельность, творческое мышление, адаптивность, способность к самоорганизации и т.д.), которые помогают находить оптимальные способы решения профессиональных задач [4]. Е. Н. Васильева, А. В. Щербаков, М. Ф. Курагина выявили высокую значимость soft skills для продуктивной профессиональной деятельности выпускников вузов, в частности, большее внимание уделено ими коммуникативным компетенциям [5]. П. Г. Лабзина, С. Г. Меньшенина пишут, что гибкие навыки улучшают производительность и карьерные перспективы, при этом они специфичны в разных профессиях [9]. Т. А. Яркова, И. И. Черкасова считают, что ведущими навыками личности являются критическое мышление, активность, «открытость новому», коммуникативные навыки, умение работать с информацией [17] . Исследования М. А. Пинской и ее коллег описывают гибкие навыки через 4К-модель: коммуникация, критическое мышление, креативность, кооперация [11]. Рассмотрим подробнее компоненты 4К-модели. Понятие коммуникации характеризует обмен информацией между людьми [13]. Следующим компонентом 4К-модели является критическое мышление. И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек данное понятие определяют как систему мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью [6]. Владея этим навыком, человек не только развивает собственные когнитивные функции, но и повышает качество выполнения поставленных задач в профессиональной деятельности. В психологическом словаре креативность рассматривается как «творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания» [3]. Креативность позволяет человеку решать определенный круг поставленных задач при помощи нестандартного подхода, увеличивая вариативность решения проблемы. Еще одним компонентом модели является кооперация, которая рассматривается как «форма организации межличностного взаимодействия, объединения усилий участников для достижения совместной цели при разделении функций, обязанностей» [14]. Л. Г. Комиссарова и З. Б. Лопсонова отмечают, что кооперация – это способность человека взаимодействовать, работать в команде, ответственно выполнять свои функции, взятые на себя обязательства, проявлять самостоятельность, инициативу [8]. В настоящее время актуально рассмотреть особенности развития гибких навыков у студенческой молодежи. Л. Н. Степанова, Э. Ф. Зеер отмечают, что создание условий для развития soft skills студентов подготовит их к адекватному восприятию и реализации социально-профессиональных инноваций в будущем [15]. Л. В. Капустина, И. Г. Баканова, Е. В. Кошарская отметили , что университет

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=