#Ученичество

| #Ученичество. 2025. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2025. Issue 2 6 Плавание в ластах как спортивная дисциплина предъявляет повышенные требования к физическим возможностям пловца, особенно на спринтерских дистанциях. Отмечается, что старт и финиш являются определяющими этапами заплыва, где спортсмен может получить решающее преимущество. Их успешное прохождение связано с уровнем скоростно-силовой подготовки и способностью к резкому ускорению [1, с. 142]. Согласно наблюдениям в условиях высокой плотности результатов на соревнованиях незначительное преимущество на старте или финальном отрезке может существенно повлиять на итоговый результат. Скоростно-силовые качества развиваются путем использования специфических тренировочных воздействий. Наиболее эффективными средствами признаны плиометрия, упражнения на стабилизацию корпуса и тренировочные модели, имитирующие соревновательные условия [4, с. 45]. В ряде исследований подчеркивается, что развитие стартово-финишной мощности требует высокой степени биомеханической специфичности упражнений, приближённых по структуре к соревновательной технике [3, с. 326]. Это обеспечивает более эффективную нейромышечную адаптацию и снижает энергетическую затратность при сохранении мощности гребка. Кроме того, акцентируется внимание на роли мышц корпуса, которые участвуют в передаче усилия от центральных сегментов тела к конечностям, формируя целостную кинематическую цепь в стартовых и финишных действиях [2, с. 412]. На эффективность стартового действия также влияет психофизическая готовность спортсмена. Она включает в себя реактивность, мотивацию и уровень саморегуляции мышечного усилия. Эти компоненты подробно анализируются в современных исследованиях [5, с. 207]. Разработка методики, направленной на развитие стартово-финишной мощности у пловцов в ластах, представляет собой актуальную научную и практическую задачу. Это обусловлено высокой значимостью указанного компонента для соревновательной деятельности. Кроме того, в настоящее время отсутствуют стандартизированные программы, интегрирующие плиометрию, стабилизацию и моделирующие упражнения в единую систему подготовки. Целью исследования являлось определение влияния комплекса специфических силовых упражнений на развитие стартово-финишной мощности у пловцов в ластах. Методы и организация исследования. Экспериментальная часть исследования была проведена на базе Государственного учреждения дополнительного образования Тульской области «Областная комплексная спортивная школа олимпийского резерва» (г. Тула) в период с 2023 по 2024 год, охватывая один тренировочный макроцикл. Практические исследования проводились в течение 8 недель. В них участвовал 21 юный спортсмен (14–16 лет), участники были разделены на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. Участники экспериментальной группы дополнительно выполняли комплекс силовых упражнений, направленных на развитие стартово-финишной мощности. Данный комплекс сочетал в себе элементы, ориентированные на плиометрию, стабилизацию корпуса и соревновательное моделирование. Содержание упражнений представлено в таблице 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=