#Ученичество

| #Ученичество. 2025. Вып. 1 | #Apprenticeship. 2025. Issue 1 9 детям предъявлялись схематичные изображения эмоций для их идентификации. Было представлено 3 эмоции: злость (гнев), печаль (грусть), радость. Результаты исследования показали, что наибольшую сложность в опознании вызвала эмоция «радость». Многие респонденты давали такую характеристику данному состоянию: «хорошее настроение», «обычное», «доброе». Стоит отметить, что данные ответы были интерпретированы как неверные. Однако младшие школьники расценивали данное задание как простое. Ответы были даны быстро, без долгих размышлений, некоторые дети объясняли это так: «тут все видно по лицу», «брови подсказывают». Таким образом, с идентификацией эмоций по их графическому изображению справилась большая часть опрошенных – 68 %, что составляет 17 человек. На втором этапе диагностического исследования обучающимся были показаны реальные изображения детей для распознавания эмоций. Было использовано 7 изображений конкретных лиц детей, которые были показаны школьникам в соответствии с полом. Кроме того, после вербализации ребенком эмоции ему предлагалось предположить причину ее возникновения. Стоит отметить, что верно определить все эмоциональные состояния, представленные на фотографиях, не удалось никому из опрошенных. Самый высокий результат 6 из 7 правильно описанных эмоций удалось показать лишь 1 обучающемуся. Наибольшее количество опрошенных (11 человек) смогли верно определить 5 эмоций. Было выявлено, что практически половина обучающихся испытывает проблемы с дифференциацией эмоций «удивление» и «страх». При оценке лицевой экспрессии ребенок замечает широко раскрытые глаза и рот, поднятые брови и делает вывод, что перед ним эмоция удивления. Однако дети не обнаружили тонкую эмоциональную дифференцировку – напряженный взгляд, который отличает эмоцию страха. Психологи отмечают, что такая ошибка обнаруживается у многих людей [5]. Это объясняется недостаточным уровнем умения идентификации эмоций, а также шаблонностью мышления. О справедливости такого вывода говорят результаты интерпретации фотографии, изображающей эмоцию вины. Больше половины опрошенных (7 из 13 человек) интерпретировали эмоцию вины как скуку. У девочки, изображенной на фотографии стимульного материала, зрачки глаз находятся в верхней части глаза, рядом с верхним веком. Мы полагаем, что дети, заметив это, интерпретировали данное выражение как «закатить глаза». Таким образом, результаты второго этапа диагностического исследования таковы: 4 % младших школьников правильно определили 6 эмоций, 44 % дали 5 правильных ответов, 36 % – 4 верных ответа, 16 % детей смогли правильно определить лишь 3 эмоциональных состояния. Третий этап исследования заключался в придумывании истории по одному из представленных изображений. Учащимся 1-го класса в силу возраста не удалось составить подробный рассказ о причине появления той или иной эмоции. Многие респонденты смогли только обозначить причину конкретной эмоции. Например, «получил то, о чем мечтал» – эмоция удивления, «поздравил друга с днем рождения» – эмоция радости. Отметим также, что все учащиеся выбирали для описания положительные эмоции, такие, как явная радость, приветливость, удивление. Лишь один ребенок выбрал для рассмотрения эмоцию страха, объяснив, что «это легче объяснить, испуг легко узнать». В продолжение диагностики школьнику было предложено поделиться воспоминанием об эмоции страха, подробно описав ситуацию, когда он испытывал эмоцию, подобную той, что представлена на картинке. Самостоятельно справиться с таким заданием учащийся не смог, потребовались наводящие вопросы учителя.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=