#Ученичество
| #Ученичество. 2025. Вып. 1 | #Apprenticeship. 2025. Issue 1 8 гибкость социальных контактов Измерения проводились на базе МБОУ ЦО № 39 г. Тулы. В нем приняли участие 25 учащихся 1-го класса, возраст которых 7–8 лет. Психологические особенности этого возраста, значимые для нашего исследования, определяются образовательной ситуацией и новыми социальными ролями младшего школьника. Как результат – происходит расширение спектра переживаемых ими эмоций, становятся доступны для понимания более сложные эмоции, словарный запас обогащается новой эмоциональной лексикой, благодаря развитию произвольности формируется опыт управления эмоциями. Начиная наше исследование, мы понимали, что все процессы развития эмоционального интеллекта происходят гетерохронно. Нам было важно представлять, в какой степени у разных школьников опытно-экспериментального класса развиты компоненты эмоционального интеллекта. Поэтому последовательно производили измерения когнитивного, перцептивного и поведенческого критериев. Рамки статьи не позволяют нам представить результаты всех диагностических методик, остановимся на подробном анализе результатов, полученных с помощью методик «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго [3] и «Словарь эмоций» Е. С. Ивановой [2]. Достоинство перечисленных методик в том, что они достаточно исчерпывающе характеризуют состояние эмоционального интеллекта младших школьников. Кроме того, результаты данных методик коррелируют с результатами, полученными в ходе реализации других методов диагностики – наблюдения, беседы, анкетирования родителей. Измерение эмоционального интеллекта младших школьников по методике «Словарь эмоций» Е. С. Ивановой позволяло изучить когнитивный критерий. Важность этого компонента обусловлена тем, что владение словарем эмоций необходимо для точного определения как собственных эмоциональных состояний, так и эмоций других людей. Данная методика предполагает опрос ребенка об известных ему эмоциях. В течение 5 минут детям предлагается назвать как можно больше эмоциональных состояний. Так, было выявлено, что лишь 4 человека из 25 обучающихся опытно- экспериментального класса (16 %) смогли назвать 7 и более эмоций. Большинство детей – 16 человек (64 %) – указали от 4 до 6 эмоций. Самые низкий результат (меньше 4 эмоций) показали 5 человек, что составляет 20 % от общего количества испытуемых. В ходе дополнительной беседы детям задавались вопросы о том, когда, по каким причинам могут возникать те или иные эмоции. Исходя из данных, полученных в ходе опроса и диагностической беседы, можно сделать вывод о том, что большая часть младших школьников не владеет знанием всей совокупности эмоциональных состояний, что осложняет для них идентификацию собственных эмоций. Скудный эмоциональный словарь свидетельствует о низкой способности к пониманию эмоций, их распознаванию. Такие школьники не могут установить сам факт наличия эмоционального переживания, затрудняются в идентификации эмоций, то есть в определении, какую именно эмоцию они испытывают, найти ей словесное выражение. Семилетний ребенок согласно психологическим нормам развития должен четко прослеживать связь «эмоция – ситуация». Наши данные говорят о том, что 20 % учащихся испытывают трудности в понимании эмоций и в причинах, вызвавших их. Для диагностики перцептивного критерия была применена методика «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго [3], состоящая из 3 этапов. На первом этапе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=