#Ученичество

| #Ученичество. 2025. Вып. 1 | #Apprenticeship. 2025. Issue 1 6 Д. И. Менделееву приписывают высказывание: «Настоящая наука начинается там, где начинаются измерения». Этап измерений в педагогическом исследовании – важная и сложная фаза, требующая серьезной теоретической проработки. В научном исследовании процедура измерения всегда связана с формализованным оцениванием какого-либо объекта путем соотнесения с некой заданной мерой и определением его значения (количественного или качественного). То есть измерение связано с нахождением значения путем сравнения с неким эталоном или критерием (о т греч. кριτήριον – средство для суждения, мерило). В задачи нашего исследования входило измерение эмоционального интеллекта младших школьников, поэтому нам предстояло выполнить несколько исследовательских шагов: – определить критерии, по которым мы будем судить об объективном уровне развития качеств и свойств изучаемого феномена; – подобрать диагностический инструментарий, с помощью которого мы сможем собрать достаточную, валидную информацию о состоянии разных сторон эмоционального интеллекта младших школьников; – уточнить условия и метрологические характеристики измерений (продолжительность, место, ситуации и проч.); – продумать способы обработки данных и анализа полученных результатов. Разработка критериальной базы исследования строилась на основе изучения теоретических работ Дж. Мэйера, П. Сэловейя и Д. Карузо. Критерии согласно требованиям методологии должны быть научными, то есть отражать сущностные характеристики измеряемого феномена, зафиксированные в научных исследованиях. Выбор работ перечисленных авторов не случаен; по мнению ученых, эмоциональный интеллект состоит из трех основных элементов: идентификации и выражения эмоций; регуляции эмоций и использования эмоций для повышения эффективности деятельности [6]. Компонентный состав, предложенный психологами, позволяет нам изучать и измерять эмоциональный интеллект как некую систему, состоящую из трех взаимосвязанных элементов. Исходя из природы эмоционального интеллекта, можно выделить: перцептивный критерий, связанный со способностью человека быть внимательным и замечать эмоции другого, следить за их сменой; когнитивный критерий, рассматривающий интеллектуальную сторону эмоций, что предполагает понимание взаимосвязи эмоций и ситуаций, распознавание эмоционального состояния других людей, аудит собственных эмоций; поведенческий критерий, определяемый способностью регулировать проявление эмоций, регламентировать их внешнюю выраженность, ограничивать негативное влияние отрицательных эмоций, не вовлекаясь в них [1]. Представленные критерии оценивались нами с точки зрения их надежности , что обеспечивало точность и устойчивость результатов; контрастности , что означало возможность легко устанавливать различия между измеряемыми объектами (компонентами эмоционального интеллекта); полноты , служащей гарантией того, что учитываются все ключевые характеристики измеряемых качеств. Соблюдение принципа «бритва Оккама» застраховало нас от ненужного усложнения системы критериев, определив необходимые и обязательные для измерения эмоционального интеллекта младших школьников опытно-экспериментального класса. В соответствии с критериальной базой исследования был подобран диагностический инструментарий, к которому предъявлялись следующие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=