#Ученичество

| #Ученичество. 2025. Вып. 1 | #Apprenticeship. 2025. Issue 1 32 информацию о специфике этого нарушения (составьте краткий конспект) должен знать учитель, работающий в этом классе, чтобы предотвратить школьное насилие? В процессе индивидуальной и групповой работы студентам предлагалось составить, обосновать и защитить свой вариант программы психолого- педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи. Студенты активно включались в групповые дискуссии по проблемам обучения школьников-инофонов с особыми образовательными потребностями, в сюжетно-ролевые игры, например, «Как предотвратить конфликт родителей здоровых детей с семьей ‟ особого” ребенка». При формировании ценностно-смыслового отношения к превенции важно формировать у студентов направленность на целостное, системное развитие личности «особого» ребенка, а не только на получение конкретного образовательного результата. Превенция предполагает педагогический оптимизм учителя по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, его уверенность в потенциальной возможности достижения ими успехов. В период практики в инклюзивных классах будущие педагоги использовали многообразный диагностический инструментарий для выяснения самочувствия ребенка, его статуса, настроения. Среди заданий, предложенных студентам, были задания по анализу ситуаций общения с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, наблюдения за спецификой занятий, за различными видами конфликтов [1; 3] . Для формирования превентивной позиции студента требуется направленное адресное воздействие на его ценностную иерархию, поведенческие приоритеты, систему знаний и компетенций. Вместе с тем собственный опыт профилактической деятельности, полученный студентами в период производственной практики, оказался чрезвычайно продуктивным, выступая как фактор стимулирования у будущих педагогов осознанной установки на превенцию в ситуации инклюзии. Литература 1. Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1980. 526 с. 2. Макаренко А. С. Педагогические сочинения : в 7 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1985. 592 с. 3. Столяренко А. М. Юридическая педагогика : курс лекций. М.: ЭКМОС, 2000. 495 с. 4. Сманцер А. П., Рангелова Е. М. Превентивная педагогика: методология, теория, методика. Минск: БГУ, 2008. 279 с. 5. Федотенко И. Л., Дементьева Д. В. Формирование ценностного отношения у будущих педагогов-психологов к детям с ограниченными возможностями здоровья: инклюзивный контекст // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 3. С. 41– 45. 6. Федотенко И. Л., Тимохина А. В. Исследование рисков профессиональной направленности студентов в образовательном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 11 (ноябрь). С. 53–65. URL: https://e- koncept.ru/2020/201081.htm (дата обращения: 25.01.2025). Статья поступила в редакцию: 04.02.2025 The article was submitted: 04.02.2025 Одобрена после рецензирования: 24.02.2025 Approved after reviewing: 24.02.2025 Принята к публикации: 20.03.2025 Accepted for publication: 20.03.2025

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=