#Ученичество
| #Ученичество. 2025. Вып. 1 | #Apprenticeship. 2025. Issue 1 31 дают психологическую характеристику детям с особыми образовательными потребностями, при этом 47 % студентов имеет собственный опыт взаимодействия с этой группой риска в учебной, игровой, волонтерской, художественной деятельности. Всем респондентам предлагалось ответить на вопрос, как они относятся к совместному обучению школьников, чье развитие соответствует норме, с детьми, имеющими физические и психические проблемы в состоянии здоровья. Почти 64 % всех испытуемых ответили, что относятся к совместному обучению нейтрально, 17 % – негативно и только 19 % – хорошо. Отвечая на вопрос «В чем вы видите риски инклюзивного обучения, и каковы его положительные стороны?», студенты отметили большее количество конфликтов в инклюзивной среде, указали, что часто «особый» ребенок становится «жертвой», а иногда и «агрессором». Подчеркнули, что эти социальные роли негативно влияют на психику школьника, могут привести к изоляции, к нарушениям эмоциональной сферы, к снижению самооценки, росту неуверенности, к фобиям, фрустрациям. Нередко и в дальнейшей жизни ребенок реализует сценарий жертвы. Были выделены некоторые позитивные аспекты инклюзивного обучения: расширяется круг общения «особого» ребенка с различными группами одноклассников, может формироваться более гуманное, толерантное отношение к другим детям, более успешно осуществляется социализация. Нам представляется также важным выяснить отношение студентов к превенции в образовательном процессе. С этой целью будущим педагогам предложили выделить те сферы профессиональной деятельности, которые, по мнению студентов, в большей степени нуждаются в целенаправленной превенции. На первых позициях оказались нарушения дисциплины в классе, пропуски школьниками уроков, неуспеваемость учащихся, проблемы с ОГЭ и ЕГЭ, конфликты учеников с учителем и межличностные конфликты, проблемы с родителями «особого» ребенка, низкая учебная мотивация, буллинг. Таким образом, в профессиональном сознании будущего педагога по-прежнему доминирует дисциплинарно-дидактическая модель восприятия образовательного процесса. Ответы, связанные с предупреждением нарушений психологической безопасности как здорового ребенка, так и ребенка с проблемами, составили только 12 %, а ответы, ориентированные на превенцию изоляции школьника и нарушение его прав, – всего 9 %. Подтверждается острая потребность в адресной работе по принятию студентами идеологии, этики и процедуры превенции в контексте инклюзивного обучения. С этой целью была проведена модернизация целей, содержания, технологий изучения нормативных дисциплин психолого-педагогического цикла, элективных курсов, а также дополнены задания производственных практик. Подготовка будущих педагогов к превентивной деятельности в инклюзивной среде осуществлялась в процессе изучения таких дисциплин, как «Специальная педагогика и психология», «Основы клинической психологии», «Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Профилактика девиантного поведения детей и подростков» и других. Анализ темы «Профилактика девиантного поведения» позволил выделить множество форм и методов превенции девиаций «особых» школьников. На практических занятиях по теме «Организация и содержание психокоррекционной и социальной работы с семьями, имеющими ребенка с девиантным поведением» группе студентов предлагалось разработать и обосновать вопросы проблемной беседы с родителями, ориентированной на превенцию девиаций, характерных для их ребенка; а также решить и затем обсудить кейсы, подобные следующему. В пятом классе вместе с детьми, чье развитие соответствует норме, учится ребенок с синдромом раннего детского аутизма. Какую наиболее значимую
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=