#Ученичество
| #Ученичество. 2025. Вып. 1 | #Apprenticeship. 2025. Issue 1 30 педагогов принято выделять когнитивный, эмоционально-ценностный, конативный, коммуникативный и рефлексивный. При рассмотрении инклюзивной готовности выпускника педагогического университета, на наш взгляд, целесообразно сделать акцент на его превентивной позиции. Сфера превентивной деятельности педагога сегодня должна быть достаточно широкой и разноплановой: включать в себя здоровье каждого ребенка, его самочувствие в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность, академическую (не)успешность, социальную изоляцию, межличностные коммуникации, его права, особенности развития, статус в классе, риски потенциального насилия, буллинга и кибербуллинга [4; 5] . В реальной практике действия педагога – это, как правило, его запоздавшая реакция на школьное насилие, детскую агрессию, девиантное поведение ребенка, на состоявшийся конфликт. Таким образом, основу поступков педагога составляет классическая формула бихевиоризма: «стимул-реакция», при этом стимулы весьма многообразны, а реакции достаточно тривиальны и типичны (различные варианты наказания, замечания, выговоры, беседы с «агрессором», родителями «жертвы» и «агрессора», классные собрания, психолого-педагогический консилиум, обсуждение видеофильмов, фрагментов кинофильмов по аналогичной проблематике). В ценностной иерархии учителя значимость и необходимость превентивной позиции часто отсутствуют или находятся на низких уровнях: педагоги считают, что не готовы предупреждать зарождающиеся конфликты. Превентивная деятельность педагога должна быть направлена на прогноз и предупреждение различных детских девиаций, деструктивных изменений в структуре личности ученика, изоляции отдельных школьников, их низкого социального статуса, инфантилизма, отрицательной учебной мотивации. Предметом особой заботы педагога должны стать школьники с ограниченными возможностями физического и психического здоровья, ученики-инофоны, дети из семей мигрантов. В сфере превентивной деятельности должна находиться и личность самого учителя, его ориентация на предупреждение профессиональных деформаций, эмоционального выгорания. Таким образом, особую актуальность приобретают инструменты (модели, методы, приемы, технологии), стимулирующие становление превентивной позиции студента уже в процессе университетского образования. Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко (выбран ЮНЕСКО в числе четырех ученых, оказавших максимальное влияние на образование XX века) справедливо подчеркивал необходимость использования воспитателем не одного «уединенного», изолированного средства, а целого комплекса средств, обеспечивающих интегративное воздействие на воспитанника. Только в этом случае можно ожидать позитивных изменений в структуре его личности и конкретном поведении [2] . Превентивная деятельность может быть достаточно грамотной и корректной, если у будущего педагога на необходимом и достаточном уровне сформированы диагностические, аналитические, прогностические компетенции, то есть, он способен в реальном образовательном процессе выделить индикаторы и маркеры, показывающие наличие в классе «жертвы» и «агрессора». Мы провели опрос среди студентов психолого-педагогического направления подготовки первых и четвертых курсов всех факультетов Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. Количество респондентов составило 100 человек. В ходе исследования мы убедились, что свыше 60 % испытуемых первого курса знают, что такое «инклюзивное обучение»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=