#Ученичество
| #Ученичество. 2025. Вып. 1 | #Apprenticeship. 2025. Issue 1 29 complex integrative construct that contributes to successful professional activity. In order to form a preventive position of the student, the authors present the results of the modernization of the content, technologies of studying psychological and pedagogical disciplines, elective courses, tasks of on-the-job training Keywords: preventive position, inclusive readiness, risks, bullying, students’ attitude, psychological and pedagogical disciplines, industrial practice. © Федотенко И. Л ., Ивлева Ю.С., 2025 © Fedotenko I. L. , Ivleva Yu. S., 2025 Для современной образовательной ситуации в средней и высшей школе характерно значительное увеличение степени инклюзивности социально- культурного пространства. В последнее десятилетие сохраняется и усиливается тенденция постоянного роста инклюзии, как в узком контексте (количество школьников с ограниченными возможностями здоровья), так и в широком контексте (число учащихся из семей мигрантов, то есть детей разных национальностей, культур, языков). П сихолого-педагогические и социально- экономические исследования последних лет обнаружили, что у школьников- мигрантов вследствие стрессовой ситуации нередко возникают неврозы, коммуникативные проблемы, фобии [5; 6] . Инклюзивное образовательное пространство имеет колоссальный развивающий и коррекционный потенциал, способствуя успешной социализации детей с особенностями физического и психического здоровья, школьников из семей мигрантов и беженцев, а также учащихся, чье развитие соответствует норме. Вместе с тем многочисленные психолого-педагогические исследования убеждают: уровень школьного насилия в гетерогенной среде значительно выше, чем в гомогенной, больше частота деструктивных конфликтов, ситуаций буллинга. Современный период развития инклюзивного образования принято рассматривать как этап «разумного прагматизма», для которого характерно понимание того, что для одного ребенка с ограниченными возможностями физического или психического здоровья инклюзия является лучшим вариантом социализации и образования, для другого «особого» школьника более продуктивным и безопасным является модель коррекционного (специального) образования. Еще несколько лет тому назад, когда доминировал этап «инклюзия без границ», у родителей ребенка с особыми образовательными потребностями адресно создавалась поведенческая матрица безусловно положительного восприятия совместного обучения школьников: лозунг «Дети должны учиться вместе!» звучал однозначно, категорично и отвергал саму идею дискуссии. Сегодня семье предоставляется возможность сделать продуманный и взвешенный выбор с учетом всех особенностей своего ребенка, рекомендаций психолога, советов врача, учителя, социального педагога. Ситуация с инклюзивным образованием в настоящее время стала более гибкой и эластичной, однако проблема подготовки педагогов остается по- прежнему остро актуальной и значимой [5] . Категория «инклюзивная готовность учителя» часто встречается в научной литературе и образовательной практике, но, не имея однозначного толкования, включает в себя множество близких дефиниций, которые подчеркивают сложность, неоднозначность и интегративность этого профессионально- личностного конструкта. Реализация данного феномена в существенной степени влияет на успешность профессионально-педагогической деятельности в современных условиях. В качестве компонентов инклюзивной готовности
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=