#Ученичество
| #Ученичество. 2025. Вып. 1 | #Apprenticeship. 2025. Issue 1 26 Следующие два музыкальных отрывка (№ 3 и № 4) являются стилизацией жанра русской народной протяжной песни. Песня «Не белы снеги» (музыка А. Варламова) знакомит с затактом и различными ритмическими группировками шестнадцатых длительностей. Мелодия следующей песни А. Верстовского «Уж как веет ветерок» из оперы «Аскольдова могила» содержит значительные ритмические трудности для начинающего исполнителя: различные виды пунктирного ритма, синкопы (внутри- и междутактовые), смену темпа [ 1, с. 13–14 ] . Четыре следующие пьесы являются жанровыми: это венгерский марш «Край родной» (№ 5), два контрастных вальса – поэтичный «Вздохи» и торжественный вальс Ш. Гуно из оперы «Фауст», кадриль «Охота», сочиненная самим Н. И. Белобородовым. Не везде указаны темповые обозначения в пьесах, но можно предположить, что это достаточно подвижные произведения, развернутые по форме, содержат несколько контрастных эпизодов. При исполнении каждой пьесы очень важно соблюдение их жанровой основы, четкости ведущих метроритмических формул, звукового баланса мелодии и аккомпанемента [ 1, с. 15 ] . Полька «Фантазия» (№ 13 в сборнике) также написана Н. И. Белобородовым. Интересна и необычна форма данной пьесы: при ее внешней трехчастности можно говорить о наличии элементов варьирования основной темы [ 1, с. 21 ] . Собственно полька – это первая строка произведения, а следующие три строчки можно рассматривать как ряд вариаций на первоначальную тему. Недаром мастер назвал свою польку «Фантазией». Завершается самоучитель масштабным попурри из опер и увертюр. Это достаточно масштабная композиция отрывков самых различных авторов, жанров и стилей. Открывает попурри «Песнь Вани» композитора С. И. Штуцмана («Ты не плачь, не тоскуй, молодец удалый…») из интермедии «Ямщики» [ 1, с. 22–26 ] . Вступление к песне носит импровизационный характер, изобилует частой сменой длительностей (контраст половинных и тридцать вторых). Мелодия песни звучит в духе удалой цыганской песни с характерной ладовой переменностью, упругим танцевальным ритмом. Следующий раздел пьесы – «Фанфара» – с четкими ходами по звукам до мажорного трезвучия и характерным ритмом восьмая/две шестнадцатые. «Фанфару» сменяет отрывок из оперы Ф. Флотова «Марта», по всей вероятности, это фрагмент увертюры – один из популярных номеров оперы, составленный в виде попурри из наиболее ярких мелодий оперы [ 1, с. 22 ] . Необычно введение в попурри фрагмента сочинения итальянского композитора Дж. Перголези «Stabat Mater» [ 1, с. 23 ] . Достаточно сложен для исполнителя-любителя следующий фрагмент увертюры к оперетте Ф. Зуппе «Поэт и крестьянин»: отрывок представлен в трехчастной форме с необычным сопоставлением тональностей – до мажор – ми мажор – до мажор. Темп не указан, но можно предположить, что подвижный характер музыки, изложенной параллельными терциями и секстами, способен вызвать затруднение при исполнении данного сочинения [ 1, с. 25 ] . Завершают попурри два фрагмента из оперетт французских композиторов, вероятно, очень популярных во второй половине XIX века. Это отрывок из комической оперы Шарля Лекока «Дочь мадам Анго» и пародия на известный античный миф – оперетта Жака Оффенбаха «Орфей в аду» [ 1, с. 26 ] . Таким образом, самоучитель Белобородова во многом был инструментом, который мог связать жизнь простого человека с достаточно сложной камерной музыкой, благодаря чему менялось положение гармони в обществе. Она становилась инструментом профессиональным. Однако труд Николая Ивановича, к сожалению, был составлен не совсем правильно. Произведения, которые
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=