#Ученичество

| #Ученичество. 2025. Вып. 1 | #Apprenticeship. 2025. Issue 1 25 Именно Н. И. Белобородов стоит у истоков отечественной методики обучения игре на клавишных духовых язычковых музыкальных инструментах, так как он не только первым стал массово обучать игре на хроматической гармони, но также издал одно из первых учебных пособий по обучению на этом музыкальном инструменте. Н. И. Белобородов не только делал аранжировки популярных произведений, но и сам сочинил несколько музыкальных пьес. В их числе полька «Фантазия», кадриль «Охота», вальс и др. [ 1 ] . В итоге именно он стал первым в России автором, сочинившим оригинальные произведения, написанные специально для хроматической гармони. «Самоучитель; полная, вновь усовершенствованная, весьма понятная практическая школа для хроматической гармонии» – своеобразное пособие для желающих самостоятельно научиться понимать музыку, углубить и систематизировать свои представления о ней, познакомиться с закономерностями музыкального искусства и средствами создания музыкального образа. Данный источник является уникальным, поскольку стал первым самоучителем, в котором в краткой форме изложены основные теории музыки; к тому же первым изданием, которое написано по нотной системе. Несмотря на то что самоучитель был издан в 1893 году, и самоучители для региональных инструментов существовали ранее, это издание было уникально еще тем, что в нем представлены разнохарактерные произведения – по этому принципу построена система обучения на гармони в музыкальных училищах и консерваториях в настоящее время. Основополагающие понятия теории музыки изложены в достаточно доступной форме в начальном разделе «Правило музыки». Автор самоучителя знакомит с правилами нотного письма, длительностями и особенностями метроритма, паузами и размером, знаками альтерации. Штрихи представлены знакомством с legato и staccato. Кратко изложены основные динамические оттенки, темпы, характер исполнения музыки [ 1, с. 2–6 ] . Отдельно выписаны звукоряды гамм до двух знаков в ключе (мажор и параллельный минор, представленный в мелодическом виде), кратко обозначено знакомство с хроматической гаммой [ 1, с. 10–11 ] . До раздела музыкальных произведений в сборнике дан ряд упражнений инструктирующего характера, помогающих преодолеть интонационные и метроритмические трудности при дальнейшем изучении музыкального материала. Все 7 упражнений изложены в натуральном до мажоре, небольшие по объему (от 4 до 8 тактов), содержат интонационные ходы по аккордам, секвенционные пассажи [ 1, с. 12 ] . Усложнение метроритма дается постепенно: упражнения 1–3 изложены простейшими длительностями (восьмые, четверти, половинные в двудольных размерах (2/4 и 4/4) [ 1, с. 12 ] . Последние три упражнения звучат в трехдольных размерах (3/4, 3/8, 6/8). Два упражнения (№ 3, 4) являются модулирующими построениями в тональности первой степени родства (до мажор – соль мажор) [ 1, с. 12 ] . Данные упражнения являются практическим продолжением понятийного ряда основных музыкально-теоретических сведений, изложенных в самом начале самоучителя, осваивают и закрепляют понятия лада и тональности, виды размеров и длительностей, фразировки и особенностей мелодического движения. Знакомство с музыкальными произведениями начинается с двух гимнов царской России: официального («Боже, Царя храни») и неофициального (гимн Д. Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе) [ 1, с. 13 ] . Оба они изложены в до мажоре, написаны в двухчастной форме. В первом гимне обращает на себя внимание красочная звуковая палитра: отклонения практически во все ближайшие диатонические тональности – ре минор, ми минор, параллельный ля минор.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=