#Ученичество
| #Ученичество. 2025. Вып. 1 | #Apprenticeship. 2025. Issue 1 24 контексте русской культуры развитие гармони отличалось тем, что в гармонной исполнительской традиции формировались три самостоятельные составляющие: фольклорная, любительско-самодеятельная и профессионально-композиторская. Фольклорная составляющая занимала важное место и вносила значительный вклад в гармошечное исполнительское искусство уже на начальном этапе развития. Русская фольклорная песенно-инструментальная традиция, просуществовавшая на протяжении XIX века, полностью интегрировала гармонь и ее игру в традиционные музыкальные жанры и стили. Она также оказала существенное влияние на процесс становления и развития гармошки, выступая уникальной этнокультурной средой. Гармонь возникла и развивалась в эпоху расцвета русской музыкальной письменной традиции. Поэтому письменная музыка оказывала влияние не только на начальные этапы развития гармошки, но и на последующие. Однако степень этого влияния необходимо рассматривать с учетом усовершенствования музыкальных возможностей гармони, а также формирования системы обучения на данном инструменте. И особый вклад в развитие гармони как инструмента письменной традиции внес Николай Иванович Белобородов – гармонист, дирижёр, аранжировщик, создатель хроматической гармони, основатель первого в мире оркестра гармонистов, педагог, создавший свою систему обучения игре на данном инструменте. В 11 лет Н. И. Белобородов увлёкся игрой на гармони, для чего самостоятельно обучился нотной грамоте. Обладая незаурядными способностями, он добился заметных успехов во владении инструментом, но примитивность существовавших в то время гармоней резко ограничивала его исполнительские возможности [ 5, с. 94–118 ] . Поэтому в 1878 г. он заказал прославленному тульскому мастеру Леонтию Алексеевичу Чулкову принципиально новый инструмент, новизна которого заключалась в строении правой клавиатуры, состоящей из 23 клавиш, в число которых входили все 12 звуков хроматического звукоряда [ 6, с. 62– 66 ] . Хотя гармонь Белобородова – Чулкова была более совершенна, чем все её предшественники, она всё-таки обладала многими недостатками. Сам же Николай Иванович отказался от дальнейшего усовершенствования её конструкции, так как его творческие помыслы были направлены в иное русло. Сразу вслед за хроматической гармонью им были заказаны ещё два инструмента, после изготовления которых Н. И. Белобородов создал семейное трио – первый в России ансамбль хроматических гармоний, в состав которого, кроме него, входили его дочери Мария и Софья. Занятия с трио гармонистов привели его к мысли о возможности создания более масштабного музыкального коллектива [ 2, с. 41–53 ] . В 1885–1886 гг. Н. И. Белобородов из рабочих тульских заводов создал кружок любителей игры на этом музыкальном инструменте, который постепенно превратился в первый в мире оркестр хроматических гармоник [ 3, с. 157–164 ] . Основные заслуги Н. И. Белобородова состоят в том, что он на практике продемонстрировал необходимость дальнейшего качественного совершенствования клавишных пневматических язычковых инструментов и указал два пути решения этой задачи: создание новых образцов хроматических гармоник более совершенных конструкций, необходимых для сольного исполнительства, и создание оркестровых инструментов различных диапазонов и тембров, необходимых для разных форм коллективного музицирования. Принцип комплектования состава оркестра из инструментов разных диапазонов положен в основу комплектации большинства современных оркестров баянов, а также различных музыкальных коллективов смешанного состава [ 3, с. 157–158 ] .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=