#Ученичество

| #Ученичество. 2025. Вып. 1 | #Apprenticeship. 2025. Issue 1 20 Keywords: real speech communication, debate, communicative approach. © Барсукова Е.М ., 2025 © Barsukova Ye.M., 2025 Проблема создания условий для осуществления реальной речевой коммуникации при обучении иностранному языку остаётся актуальной несмотря на действие таких факторов, как внесение поправок в Федеральный государственный образовательный стандарт, изменение структуры и содержания примерной федеральной рабочей программы по иностранным языкам, унификация современных отечественных учебно-методических комплектов [1]. Современный школьный урок по-прежнему представляет собой довольно формализованный вид учебной деятельности, в рамках которой общение сводится лишь к предметным темам и темам, касающимся организации урока. В этой связи встаёт вопрос об организации внеурочной деятельности в более свободном формате, позволяющей учащимся быть эмоционально вовлеченными в процесс общения, не бояться высказывать свои идеи и мнения, а также активно развивать языковые навыки и практиковать иноязычные речевые умения, акцентируя работу на умениях говорения. Здесь речь идёт о моделировании языковой среды в условиях средней школы. На наш взгляд, с этой точки зрения наиболее эффективной формой организации внеурочной деятельности учащихся может стать иноязычный дискуссионный клуб, или клуб дебатов. Как самостоятельная образовательная технология дебаты начали внедряться в отечественную педагогическую практику с середины 1990-х гг. [3; 5]. Продемонстрировав свой воспитательный и дидактический потенциал, эта технология привлекла внимание не только учителей социальных дисциплин, но и педагогов самых разных учебных предметов. Сегодня можно найти большое количество дополнительных общеразвивающих программ по направлению «Дебаты» на уровнях среднего, среднего профессионального и высшего образования. Данная технология наряду с коммуникативной компетенцией учащихся также призвана развивать их социокультурную компетенцию и так называемые мягкие навыки. Дебаты являются, по мнению В. М. Монахова, «продуманной во всех деталях моделью, совместной педагогической деятельностью обучаемых и обучающих по проектированию, организации и проведению учебного процесса» [6, с. 16]. В общем виде дебаты представляют собой интеллектуальную игру, организованную в форме дискуссии между двумя командами, чья первостепенная задача – убедить третью сторону (жюри) в правильности своей позиции по заданному тезису [3, с. 3]. При этом сама дискуссия ведётся по определенным правилам, которые определяются форматом дебатов. Известные форматы дебатов содержательно можно поделить на три группы: неполитические, политические и парламентские. В аспекте работы над данной темой особый интерес представляет первая группа. В неё входят такие форматы дебатов, как формат Карла Поппера, формат Линкольна – Дугласа, Всемирный школьный формат и др. Основные отличия одного формата от другого заключаются в количестве игроков (спикеров) с каждой стороны, времени, в течение которого должна длиться речь каждого из спикеров, а также в содержании высказываний. Как и любая игра, дебаты подразумевают определённый результат, который выражается в заключении членов жюри (судей) о том, чья команда была более убедительной в ходе дебатов, поэтому каждый формат подразумевает систему критериев, по которым производится судейство [3]. Исходя из сказанного, логично сделать вывод о первом важном условии функционирования клуба дебатов в школе: необходима

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=