#Ученичество
| #Ученичество. 2025. Вып. 1 | #Apprenticeship. 2025. Issue 1 16 «Передовой» малыш дерзок, пренебрежительно называет героев сказок «бабуся», «тетя», «гражданка фея». Рефреном в каждом куплете звучит: Октябренок Постреленок Руки В брюки Запихал, Прыснул, Свистнул И сказал… После чего ребенок последовательно отвергает проблемы, угрозы и дары сказочных персонажей: отказывается помочь Ивану-Царевичу (как «кровопийце»), не боится Бабы-яги (поскольку «черта нет»), предпочитает волшебным предметам реальные и обыденные. Отметим, что здесь налицо все основные темы новой идеологической системы ценностей: классовая борьба, отрицание религии, материальность мира. Ребенок включен в эту систему, причем действует внутри нее уверенно и без поддержки взрослых. Книга подверглась резкой критике К. И. Чуковского: «Среди литераторов находились подхалимы-халтурщики, которые ради угождения начальству усердно посрамляли в своих писаниях сказку и всячески глумились над ее чудесами» [9, c. 108]. Корней Иванович использовал следующие эпитеты для описания главного персонажа книги – октябренка: «разбитной, нагловатый мальчишка, которому все сказки трын-трава, … невоспитанный, развязный, хамоватый малыш…» [9, c. 108]. Согласимся с Чуковским, однако подчеркнем, что в субъектности октябренку не откажешь: он активен и инициативен в деятельности; имеет собственное мнение, отличающееся от позиции взрослых; его мимика и жесты выразительны и подчеркивают независимую позицию (руки в карманах, самоуверенная улыбка и т. д.). Он явно хозяин положения – отживший мир фей должен освободить ему жизненное пространство и уйти в прошлое, уступив напору нового времени. В 1926 г. была опубликована книга «Твои наркомы у тебя дома» (автор стихов тот же, иллюстрации К. Ротова и К. Елисеева) [8]. На четырнадцати страницах помещены карикатурные портреты народных комиссаров и короткие стихи, разъясняющие их функции. Во взаимодействии с каждым из наркомов изображен мальчик 9-10 лет. Художник в книге другой, но типаж «октябренка-постреленка» узнаваем. Однако это существенно иной герой. Авторы видят или намеренно хотят показать читателю ребенка дурашливой внешности, с растрепанными волосами, приоткрытым ртом, с забавной чёлкой-хохолком. В каждом четверостишье встречаются слова «твои», «тебя», указывающие на объект, слов «мой», «сам» и «сами», маркирующих самостоятельность и активность не встречается [2, с. 96].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=