#Ученичество
| #Ученичество. 2025. Вып. 1 | #Apprenticeship. 2025. Issue 1 12 #Ученичество. 2025. Вып. 1. С. 12 - 18. #Apprenticeship. 2025. Issue 1. P. 12 - 18. Научная статья УДК 82-93:94(470) https://doi.org/10.22405/2949-1061-2025-1-12-18 МАРКЕРЫ СУБЪЕКТНОСТИ В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СОВЕТСКОЙ РОССИИ 1920-х гг. Аннотация: на основе анализа работ псих ологов в статье выдел ены критерии феномена «субъектность», предложен набор «маркеров», обозначающий его в текстах и иллюстрациях; теоретические выводы проиллюстрированы примерами из детской литературы Советской России 1920-х гг. Ключевые слова: субъектность, книга, дидактическая литература, ребенок как субъект, Н. Агнивцев. Scientific Article УДК 82-93:94(470) https://doi.org/10.22405/2949-1061-2025-1-12-18 MARKERS OF SUBJECTIVITY IN CH ILDREN'S LITERATURE SOVIET RUSSIA OF THE 1920S Abstract : based on the analysis of the works of psychologists, the criteria for the phenomenon of “subjectivity” are identified, a set of “markers” is proposed to denote it in texts and illustrations; theoretical conclusions are illustrated with examples from children's literature of Soviet Russia in the 1920s Keywords: subjectivity, book, didactic literature, child as a subject, N. Agnivtsev. © Крылова Э. А. , 2025 © Krylova E. A., 2025 Идеи детской субъектности были востребованы в 20-е годы XX века новой советской педагогикой и психологией, а также отразились в выпускаемой для детей литературе. В 1922 г. было создано Главное управление по делам литературы и издательств, а в 1924 г. – специальный детский отдел при Госиздате, выпускающий литературу, прошедшую предварительную цензуру и отвечавшую требованиям идеологической выдержанности – издания «на злобу дня». Субъектность – одно из базовых качеств личности. Проанализировав работы психологов, прежде всего С. Л. Рубинштейна, а также К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского, И. Н. Семенова и др. [3, с. 335; 4. с. 306; 5, с. 14–15; 7, с. 16], мы выделили следующие критерии субъектности: Крылова Элина Андреевна преподаватель института инновационных образовательных практик, аспирант Тульский государстве нный педагогический университет им. Л.Н. Т олстого deeva.elina@yandex.ru Krylova Elina Andreevna postgraduate student at the Institute of Innovative Educational Practices Tolstoy Tula State Pedagogical University deeva.elina@yandex.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=