#Ученичество

| #Ученичество. 2024. Вып. 4 | #Apprenticeship. 2024. Issue 4 64 фонарика, а временем походов выбирается вечер или раннее утро . Ночь и сумерки в традиционном сознании, как известно, время действия самых разных потусторонних сил – призраков, возвращающихся мертвецов, оборотней, умеющих быть невидимками, но и страдающих от собственной слепоты. В этом ряду слепота бабы-яги, распознающей живого человека по запаху, удмуртские вожó – сумеречные духи, тени предков, растворяющиеся в сером или бесцветном тумане. Таков же и образ пишущей и убегающей группы. Таким образом, являясь основным в контексте графического акта, требование сокрытости создаёт хронотоп писания – единство времени и места действия, которое нашло яркое выражение в формуле «Здесь были». Ритуализированная форма фиксации призвана подчеркнуть присутствие детства в общем культурном поле, обратить на себя внимание со стороны. «Здесь были» – очередной сигнал летучести детства для взрослых, знак существования для коллег по графической коммуникации. Надписи из категории «Здесь были мы» могут быть просто отметкой о пребывании, могут содержать именные отметки, а также дату пребывания в данном месте-времени. С целью придать факту присутствия историческую значимость в конструкции формулы используются глаголы прошедшего времени (рис. 13). Рис. 13. Надпись на стене в подъезде (г. Глазов). Фото автора. 2006 г. Но в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть длительность процесса, в дело вступает категория настоящего длящегося времени. Так, на одной из парт в учебной аудитории ГИПУ читаем: «Здесь я слушаю лекции по экономике. А у меня семинар по психологии. Кошмар! А у меня КСР по педагогике» (ПМА, 2006). Единство времени и места даёт возможность оценить создание граффити как драматический акт детской и молодёжной повседневности, спектакль, в котором исполнитель одновременно выступает внутренним зрителем. Граффити как тренинг эмоций, чувств и ценностей Подавляющее большинство информаторов отмечает, что «рисуют, так как они хотят выразить свои чувства и что они думают о других людях» (ПМА, 2004, сообщение Юли Т. 1996 г.р.). Граффити, надписи и рисунки в таком случае – механизм «воспитания ума и сердца», тренинга чувств, эмоций, а также навыков публичного их выражения. Сиюминутные, как правило, лиминальные, состояния

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=