#Ученичество
| #Ученичество. 2024. Вып. 4 | #Apprenticeship. 2024. Issue 4 63 скрытой культуре писания, но одновременно может говорить об уверенности авторов, осознающих свою сильную позицию (рис.12). Рис. 12. Фрагмент надписи на стене жилого дома (г. Глазов). Фото автора. 2006 г. Потребности и закономерности определения детства и молодости в воображаемой картине мира сочетается с локализацией субкультуры в физическом пространстве. Как известно, для надписей и рисунков чаще выбирались и выбираются нежилые, удалённые или отграниченные от жилья места. Маргинальными графическими зонами становятся стены домов, заборы, поверхность асфальтовых тротуаров, подворотни, подъезды, игровые площадки, стены хозяйственных или производственных построек, заброшенные строительные площадки и прочие «невзрачные места, где не ярко» [ЛЭК. Ф. 20. ЭЭ-ГГПИ-2006. Оп. 1. Д. 3. Л. 18 (Сообщение Яговкиной Анны 1988 г.р.)]. Данный выбор подчёркивает неофициальность, сумеречность, инородность такого бытия. Асоциальный характер «писания на заборах» прекрасно осознаётся носителями культуры. В оценках этого факта можно увидеть готовность ночной культуры к контакту с дневной. По мнению авторов сообщений, надписи не будут лишними, если их располагать в тех местах, где «они никому не мешают», где «рисунок можно легко стереть» [ЛЭК. Ф. 20. ЭЭ-ГГПИ-2006. Оп. 1. Д. 3. Л. 18 (Сообщение Яговкиной Анны 1988 г.р.); Л. 20 (Сообщение Беляева Сергея 1984 г.р.)]. Интересно, что в этом случае граффити и рисунки рассматриваются ими как механизм конструирования уличного интерьера, украшения улицы. Полисемантическое пространство настенной графики содержит и другие смысловые нагрузки. Надписи и рисунки – овеществлённый поиск себя во времени. Как свидетельствуют материалы, время надписей – это время тёмное или сумеречное. Бóльшая часть информаторов обозначает время действия пишущих групп как ночь. «Делают это ночью, когда никто не видит, так интересней, когда ничего не видно, и рисуешь» [ЛЭК. Ф. 20. ЭЭ-ГГПИ-2006. Оп. 1. Д. 3. Л. 12 (Сообщение Байкузина Кости 1991 г.р.)]. «К тому же, – как справедливо отметил один из информаторов, – ночью легче убежать» (ПМА, 2004. Сообщение Кости Т., 1999 г.р.). Главным для авторов, думается, является факт их невидимости, в то время как сами они не являются слепыми в ночном пространстве. Необходимо, чтобы время и место действия были освещены. Поэтому условием может стать наличие уличного фонаря или карманного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=