#Ученичество

| #Ученичество. 2024. Вып. 4 | #Apprenticeship. 2024. Issue 4 61 появилось вновь на соседней стене. Женщины – служащие управляющей кампании, закрашивая граффити, посмеиваются: «Пацаны снова нарисуют, не впервой» (ПМА, 2022). Гендерная отсылка этого знака для них достаточно легко читаема. Аналогом фаллоса в системе культурных жестов среди обсценных или запрещённых для женщин являются жесты «фига», «фак» и высунутый язык: « Мама сказала, что язык высовывают только плохие люди и непослушные мальчики» (ПМА, 2015, сообщение Жени В., 2009 г.р.) [см., напр.: 15]. Рис. 10. Фрагмент росписи стены подземного перехода (г. Глазов). Фото автора. 2022 г . Граффити как локализация подростково-молодёжных групп в физическом и социальном пространстве города Поиск смыслов и целей настенной графики позволяет рассматривать всё многообразие рисунков и надписей как способ пространственной локализации и ориентировки гуляющей по городу группы и детства в целом. В этой точке смыкаются две потребности: найти себя в пространстве города и отыскать себя в пространстве жизни. Для небольших городов характерны в большей степени именно территориальные подростковые сообщества, «отождествляющие себя и отождествляемые другими с тем или иным местом» [6, с. 61]. Надписи и изображения само по себе есть фиксация факта существования культуры, отличающейся от взрослого мира. Появление визуального образа – это своего рода оживление и одушевление группы. Обозначение своей коллективной экзистенции происходит в процессе соотнесения себя с теми или иными категориями. Часто для этого используются слова со значением «пространство», «общность». Например, в ряду надписей прошедших по улицам групп можно найти « street punks», «hip-hop королевство », «rap zone » (ПМА, 2006, 2010). В ряду перечисленных примеров хорошо видно, что групповая интеграция может происходить на основе общности интересов – музыкальных пристрастий. Однако часто случается, что надпись стремится обозначить ввод в систему образов мира

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=