#Ученичество
| #Ученичество. 2024. Вып. 4 | #Apprenticeship. 2024. Issue 4 59 оставленные группами сторонников музыкальных стилей, исполнителей и пр. Из текстов надписей становится не просто ясно, что «Реп не умер» (ПМА, 2010), «Виктор Цой жив» (ПМА, 2021), «Punks not dead» (ПМА, 2015), но также, что у каждого из музыкальных течений есть свои оппозиты и они не молчат. Надписи одной группы довольно быстро дополняются исправлениями, внесёнными в текст идущей следом группы – связь развивается в формате спора: «Панки – лохи»; «Сами лохи» (ПМА, 2006, 2017). Соревновательность – один из базовых принципов в общении уличных групп. Рисунок и надпись – свидетельство присутствия группы на данной территории, её принципиальной готовности к контакту. Так, в одном из случаев появление яркого художественного граффити вызвало немедленную реакцию- надпись «Ну и что?» (ПМА, 2005). Дополнение рисунка провокационной надписью можно расценить как высокую оценку и как ожидание следующего шага со стороны противника. Настенная графика предоставляет информацию и о межличностных связях, которая для постороннего читателя в принципе не имеет смысла, однако диалог интересен. На стене подъезда читаем: «Колобок когда деньги вернёшь скотина? Никогда» (ПМА, 2006). Остаётся непонятным, кому в действительности принадлежит ответ – Колобку или в разговор вмешался кто-то третий. Это придаёт разговору двух человек многозначность, расширяет смысловое поле их коммуникации. Частным случаем коммуникативной стороны графической традиции детства и молодёжи являются так называемые обзывалки, или поддёвки . Спектр инвектив и провокаций, используемых в этом случае, широк. Инновационные варианты инвектив – лох, бот, гей, бабник, урод, идиот. На этом фоне традиционно и привычно выглядят самые разнообразные «дуры» и «дураки». Традиционным является и использование терминологии дефекации, что вообще можно считать вариантом любимой детьми «туалетной темы» (рис. 8). Освоение культурного пространства туалета – «очеловечивание», освоение культуры телесности, интимности, пола, то есть всего того, что принято называть «профанным низом». Неприятие, отрицание, желание указать на сниженный статус какого-то явления или человека часто кодируется отсылкой именно к «профанному низу», как и желание уязвить, подразнить потенциального и реального собеседника (рис. 9). Описанная выше ситуация с росписью подземного перехода – пример из этого же семантического ряда (рис. 10). Изображения фаллосов на стенах – отдельный сюжет культуры подростковой и молодёжной группы. Говорить о проявлении традиционной обереговой функции изображения, бытующей в разных культурах, здесь, видимо, не приходится [14].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=