#Ученичество

| #Ученичество. 2024. Вып. 3 | #Apprenticeship. 2024. Issue 3 7 существенной проблемой, учитывая дефицит учительских кадров в Российской Федерации. Можно ли повысить мотивацию старшеклассников к овладению педагогической профессией? Какова роль университетов в этом процессе? Как использовать оснащенные высокотехнологичные пространства для решения этой задачи? На эти вопросы постараемся ответить в рамках данной статьи. Современные представления о профориентации Впервые как самостоятельное явление «профориентация» появилась в США в начале XX в. Ее родоначальником считают американского исследователя Френка Парсонса, который применил научный подход к выбору профессии [18, с. 5]. Сегодня исследователями профориентация рассматривается как «сложный процесс, который направлен на развитие компетентности учеников при выборе карьеры, а именно, на способность анализировать информацию о выборе карьеры, возможность получить теоретические и практические знания и навыки, в результате чего повысить шансы правильно определить свой трудовой путь» [16, с. 4]. Задачи профориентационной деятельности заключаются в создании условий, которые способствуют знакомству школьников с разнообразием профессий и формированию мотивации к выбору определенной профессиональной траектории [11, с. 2]. Основной идеей профориентационной работы в школе становится готовность к профессиональному самоопределению. Е. Ю. Пряжникова и Н.С. Пряжников определяют профессиональное самоопределение как высший уровень профориентации [12, с. 7]. Д. А. Хабибулин, Е. А. Овсянникова и Г.В. Тугулева выделяют высокий, средний и низкий уровни готовности к профессиональному самоопределению [17, с. 2]. Э. Ф. Зеер и О. А. Рудей рассматривают профессиональное самоопределение как многоступенчатый процесс, начинающийся в раннем детстве, а затем в период ранней юности становящийся одним из центральных психологических новообразований, выражающемся в склонностях и способностях к учебным предметам [2, с. 2]. А. В. Симакова, Е. И. Кашкевич и О. В. Бережная выявили ключевые трудности и проблемы, с которыми сталкиваются школьники: обусловленность выбора профессиональной траектории успехами и неуспехами в учебе, отсутствие учета способностей и качеств ученика, невозможность выстраивания школьником собственной профессиональной траектории из-за несформированности прогностических и рефлексивных умений, подмена отношения ученика к профессии отношением к предмету или учителю [14, с. 2; 7, с. 1]. Одним из путей преодоления проблем и трудностей является создание в общеобразовательных организациях профильных классов, в том числе психолого- педагогических . Согласно концепции Министерства просвещения Российской Федерации профильный психолого-педагогический класс – это объединение обучающихся образовательной организации, одним из признаков которого является наличие отлаженной структуры взаимодействия с организациями образования и другими социальными партнерами [10, с. 2]. С. В. Митросенко, описывая особенности педагогических классов, среди прочих выделяет реализацию профориентационных программ, реализуемых совместно с профессиональными образовательными организациями, а также с организациями высшего образования, осуществляющими подготовку педагогических кадров [3, с. 2].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=