#Ученичество
| #Ученичество. 2024. Вып. 3 | #Apprenticeship. 2024. Issue 3 52 каждого из них в отдельности» [4, с. 168]. Сущность аналитического метода состоит в однократном или многократном последовательном расчленении составной задачи на ряд простых задач. Главный вопрос задачи является отправным пунктом в поиске решения задачи. К достоинствам аналитического метода относят повышение умения рассуждать при поиске решения незнакомой для обучающегося текстовой задачи, повышение умения продуктивно мыслить, что, несомненно, приводит к развитию логики мышления младшего школьника [7, с. 75]. Но данный метод сложен в исполнении, требует больше времени, поэтому синтетический метод используют чаще в обучении решению задач, так как его применение легче воспринимается школьниками, не требуя от них большого мыслительного напряжения. Эти же причины указывает и Н. В. Метельский – автор многочисленных исследований в области дидактики математики [3, с. 184–185]. Синтетический метод удобен в использовании на начальных этапах обучения младших школьников решению текстовых задач. Когда учитель заметит, что обучающиеся умело им пользуются, следует включать в работу аналитический метод решения задач. Нами были разработаны рабочие листы, в которых значительное внимание уделено именно разбору задачи по тексту на этапе поиска и составления плана решения задачи. С их помощью работа младшего школьника над задачами будет осуществляться последовательно и осознанно. Данные рабочие листы следует использовать на начальном этапе обучения решению текстовых задач. Они разработаны с постепенным увеличением вовлеченности обучающихся в процесс разбора задачи по тексту. Когда у обучающихся сформируется навык разбора задачи, его следует осуществлять устно. Было проанализировано содержание учебников для 2-го класса – первой и второй частей «Математики» М. И. Моро и УМК «Школа России» с целью отбора задач для составления рабочих листов. Например, на уроке открытия нового знания по теме «Вычислительный прием вида 30–7» в учебнике первой части на странице 61 в задании № 4 представлена следующая задача (рис. 1). Рис. 1. Задание № 4 по теме «Вычислительный прием вида 30-7» Обучающимся предлагается сделать разбор данной задачи по тексту от данных, т. е. синтетическим методом, выполнив задания на рабочем листе (рис. 2). В шаге 1 обучающимся необходимо выделить известные данные из текста задачи, заполнив пропуски, а именно: «Зная количество дверей, покрашенное маляром (10 дверей), и зная, что ученик покрасил на 3 двери меньше». Далее, опираясь на эти известные данные из текста задачи, обучающиеся отвечают на вопрос: «Что мы можем узнать?». Обучающиеся могут узнать количество дверей, покрашенных учеником. Теперь это данное становится известным и им можно воспользоваться в шаге 2. Зная из условия задачи количество дверей, покрашенное маляром, и, зная из шага 1 количество дверей, покрашенное учеником, обучающиеся отвечают на вопрос: «Что мы можем узнать?». Теперь мы можем узнать количество дверей, покрашенных маляром и учеником вместе. Так
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=