#Ученичество
| #Ученичество. 2024. Вып. 3 | #Apprenticeship. 2024. Issue 3 51 © Захарова В. С., Власенкова Ю. И., 2024 © Zakharova V. S., Vlasenkova Y. I.,2024 В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования указано, что по окончании начальной школы у младших школьников должны быть сформированы умения решать текстовые задачи [1]. Но результаты всероссийских проверочных работ показывают, что не так много обучающихся приобретают это умение [6, с. 18]. В методике обучения решению текстовых задач обычно выделяется 4 этапа работы над задачей [8]: I этап. Анализ задачи. Прежде всего обучающиеся должны понять в целом ситуацию, описанную в задаче, и осознать смысл содержащегося в ней текста. При помощи специальных вопросов с младшими школьниками необходимо устно обсудить ответы на следующие вопросы: о чем данная задача? что нужно найти? на какие слова в задаче следует обратить внимание? что известно и не известно в задаче? что нужно найти? II этап. Поиск и составление плана решения задачи. Данный этап состоит из двух частей: моделирование задачи, которое чаще всего выполняется обучающимися письменно в тетрадях, и устный разбор задачи по тексту. Как раз на этом этапе могут применяться синтетический и аналитический методы. III этап. Осуществление плана решения задачи. Здесь определяется правомерность каждого шага в полученном ранее алгоритме. Данный этап выполняется письменно, обучающиеся записывают решение задачи или по действиям, или в виде выражения. IV этап. Проверка решения задачи. На данном этапе младшие школьники должны проверить правильность выполненных действий. Этап может осуществляться и устно, и письменно в зависимости от самой задачи (ее степени сложности), и от решения учителя. Основная проблема заключается в том, что решение определенных видов задач младшими школьниками по образцу, данному учителем, зачастую является преобладающим методом обучения решению задач. Отражение подобной мысли можно увидеть в работах различных методистов, например, таких, как Н. Б. Истомина-Кастровская, З. Б. Редько, Т. В. Смолеусова, И. Ю. Иванова и другие [5]. Как утверждал выдающийся венгерский математик, педагог и автор книг, посвященных методике математического преподавания и математического творчества, Дьёрдь Пойа: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому» [2, с. 18]. Поэтому формирование у обучающегося начальной школы общего умения работать над задачей самостоятельно является одним из основных направлений современного обучения решению задач. Сосредоточим свое внимание на II этапе работы над задачей. Его можно эффективно осуществить, используя синтетический или аналитический методы решения текстовых задач. Синтетический метод. «Синтез – логическая операция установления связи между составными частями исследуемого объекта и изучения его как единого целого» [4, с. 169]. Сущность синтетического метода – установление последовательных связей между данными условия задачи до тех пор, пока не будет получено требуемое [там же]. Аналитический метод. «Анализ – логический прием, состоящий в расчленении исследуемого объекта на составные элементы и исследовании
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=