#Ученичество

| #Ученичество. 2024. Вып. 3 | #Apprenticeship. 2024. Issue 3 39 В современном мире проблема мотивации учения становится всё актуальнее. Учитель постоянно должен решать задачу – как при постоянно возрастающей учебной нагрузке и внедрении новых технологий эффективно организовывать учебный процесс, сохраняя и взращивая в детях стремление добывать знания, умение учиться. Важно развивать любознательность, инициативность, интерес и стремление приобретать знания самостоятельно в условиях перенасыщенного информационного пространства. Согласно представлениям В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева, мотив является «формой проявления потребности, побуждением к определённой деятельности» [ 9, с. 132 ] . Е. П. Ильин определяет «мотив» как сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием и обоснованием [ 6, с. 11 ] . В. Г. Асеевым мотивация рассматривается как совокупность всех видов побуждений, включающая в себя мотивы, потребности, интересы, цели, влечения и установки [1]. По мнению Л. И. Божович, мотивация является системой мотивов, которая образуется на основе ведущего, более развитого мотива [ 3 , с. 53 ] . Мотивация определяется как совокупность побуждений к деятельности, а учебная мотивация – как совокупность побуждений к учебной деятельности [2]. А. К. Маркова подчеркивает, что мотивация учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности, имеющая тесную связь с внутренним отношением ребёнка к ней. Автор выделяет познавательные (внутренние) мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности, и социальные (внешние) мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника [ 4 ] . В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, её содержание и компоненты рассматривались в трудах В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина и др. Согласно В. В. Давыдову, в структуру учебной деятельности входят потребности и мотивы, учебные задачи, учебные действия, действия контроля и оценки [ 4, с. 150–157 ] . Ситуация развития младших школьников характеризуется особенностями школьного обучения. Важнейшим новообразованием младшего школьного возраста является внутренняя позиция школьника. Первоклассники приходят в школу с желанием учиться, со стремлением к знаниям, но тенденция снижения школьной мотивации наблюдается ко второй половине обучения в начальной школе [ 8 ] . Необходимо ответить на вопрос, почему первоначальное стремление не имеет длительного устойчивого результата, выявить причины трудностей в обучении и наметить пути их преодоления [5]. Е. И. Исаев и А. А. Ма рголис отмечают, что при работе с детьми с трудностями в обучении важна не только профилактика рисков трудностей и их устранение, но и коррекция состоявшихся трудностей в обучении [7]. В настоящее время имеет место интенсификация обучения, стремление дать больше и больше информации, ориентация на результат, в результате младшие школьники проводят в школе более 8 часов. При работе с ними свою эффективность показывает игрофикация, которая рассматривается как процесс внедрения игровых технологий в неигровой контекст с целью достижения учебных результатов (А. А. Аетдинова, А. З. Алексеева, Н. А. Асташева, С. К. Афиногенова, С.К. Бондырева, Н.Ф. Ефремова, А.А. Кузнецова и др.). За счёт увлекательности и системы поощрений применение игры способствует развитию учебной мотивации младших школьников, в том числе у детей с трудностями в обучении. Изучение особенностей развития учебной мотивации младших школьников проводилось нами на протяжении 2024 г. с использованием следующей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=