#Ученичество
| #Ученичество. 2024. Вып. 3 | #Apprenticeship. 2024. Issue 3 29 Abstract : The article discusses the features of psychological and pedagogical support for students with learning difficulties. Attention is drawn to the role of psychological factors in organizing psychological and pedagogical support for students, the mediating function of the teacher between the environment and the child. The areas of work with teachers and parents to prevent learning difficulties are presented. The experience of the state general education institution of the Tula region "Yasnaya Polyana educational complex named after L.N. Tolstoy" in preventing and warning students of learning difficulties is considered. The results obtained can be useful for teachers, educational psychologists when designing programs to support students with learning difficulties. Keywords: difficulty, learning difficulties, support, prevention, schoolchild. © Декина Е. В., Сухоруков А. А., 2024 © Dekina E. V., Sukhorukov A. A.,2024 Трудности в обучении школьников связаны с индивидуальными особенностями детей, с методами и методиками обучения, взаимоотношениями с учителем и одноклассниками, недостаточным уровнем развития познавательных процессов и т. д. Страх перед неудачами, низкая самооценка, тревожность также могут повлиять на учебу. Дети с низкой мотивацией меньше интересуются учебой и, как следствие, испытывают трудности. Неразвитые социальные навыки, такие, как умение работать в группе, общаться со сверстниками и взрослыми, отрицательно сказываются на обучении. Проблемы с координацией движений, мелкой моторикой могут затруднять выполнение письменных заданий. Дети могут испытывать трудности с чтением, счетом и письмом. Подобранные учителем задания могут не соответствовать уровню подготовки учащихся или их интересам. Отмечается недостаточная психологическая подготовка ребенка к школе, проблемы со здоровьем. Таким образом, к психологическим факторам, которые могут приводить к трудностям обучения можно отнести психологическую незрелость, низкий уровень социальной компетентности, снижение мотивации к учебной деятельности, высокие эмоциональные и познавательные нагрузки, например, учащиеся 1–4-х классов проводят примерно 8 часов в школе, с 5 класса – 14 часов. Для преодоления трудностей обучения необходимо изучение их причин, привлечение специалистов (педагогов, психологов, дефектологов, логопедов), адаптация программ обучения к индивидуальным особенностям детей, создание поддерживающей среды, выстраивание исследовательского и проектного маршрута для ребенка. Важно, чтобы родители и учителя сотрудничали для оказания помощи ребенку в преодолении когнитивных проблем, большее внимание обращали на индивидуально-личностное развитие ребенка. М. М. Безруких под школьными трудностями понимается весь комплекс школьных проблем, которые возникают у ребенка при систематическом обучении и приводит к нарушениям социально-психологической адаптации, снижению академической успеваемости, отклонениям в состоянии здоровья [1, с. 8]. Л. С. Выготский полагал, что ребенок в ходе обучения может попасть в проблемную ситуацию, когда самостоятельно не может справиться с заданием, и именно данный аспект и называют трудностью в обучении [3, с. 180-185]. Ю. К. Бабанский выделил виды трудностей в ходе учебного процесса: предметные, индивидуальные эмоциональные проблемы, затруднения в виде факторов окружающей среды [2, с. 91-95]. Современными учеными представлена типология трудностей в учебно-познавательной деятельности. Так, в младшем школьном возрасте к ним относят трудности в освоении учебных действий, в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=