#Ученичество

| #Ученичество. 2024. Вып. 3 | #Apprenticeship. 2024. Issue 3 23 Внедрение подхода развития навыков «4К» в практику обучения поддерживается ФГАУ «Фонд новыхформразвития образования», НИУВШЭ, благотворительным фондом «Вклад в будущее» и др. [11]. На Всемирном экономическом форуме в докладе «Новый взгляд на образование» была представлена модель образовательных результатов, в которой наглядно продемонстрированы компоненты модели «4К» [9]. Данная модель непосредственно связана с ФГОС программ, в которых заявлено развитие у учащихся способности самостоятельно мыслить, решать творческие задачи, что невозможно в отсутствии креативности и критического мышления. Актуальность и значимость соответствующих компетенций растет, а сама тема мягких навыков расширяется. Нами проведено исследование по оценке сформированности гибких навыков у современных старшеклассников – представителей цифрового поколения. Исследование проводилось на базе МБОУ «Центр образования № 3» г. Тула. Выборку составили обучающиеся 10-го класса в количестве 16 человек – 7 юношей, 9 – девушек. Средний возраст испытуемых составил 16 лет. Диагностическая программа исследования представлена следующими методиками: 1. Методика «Выделение существенных признаков» [7]. 2. Опросник креативности Д. Джонсона [12]. 3. Методика «Лидер» [8]. 4. Тест-опросник коммуникативных умений [3]. Анализ результатов диагностики по методике «Выделение существенных признаков» позволяет утверждать, что большая часть респондентов, участвующих в исследовании, имеет низкий уровень развития критического мышления (рис. 1). 80 % от общего количества респондентов, участвующих в исследовании, характеризуются преобладанием конкретно-ситуационного мышления над абстрактно- логическим. Отсюда следует, что ведущей мыслительной операцией у большинства учащихся является именно конкретизация. Способность к конкретизации позволяет фокусировать внимание на деталях или явлениях, тогда как абстрактно-логический стиль мышления позволяет дифференцировать существенные признаки или явления от второстепенных. 15 % респондентов имеют средний уровень развития критического мышления и лишь у 5 % отмечен высокий уровень. Для незначительной части выборки (5 %) характерно преобладание обоих стилей мышления: человек фокусируется как на абстрактно-логических задачах, так обращает свое внимание и на вторичные признаки.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=