#Ученичество

| #Ученичество. 2024. Вып. 3 | #Apprenticeship. 2024. Issue 3 22 отмечены резкий рост интереса к проблеме развития гибких навыков, тенденция его распространения на все профессиональные сферы деятельности. В России гибкие навыки приняли вид модели «4К» – по первым буквам следующих компонентов: коммуникация, критическое мышление, креативность и кооперация. Остановимся кратко на составляющих 4К-модели. В современных социальных условиях крайне необходимы коммуникативные способности, которые во многом обеспечивают построения социальных контактов, позволяют осуществлять обмен информацией, способствуют эффективной интеракции, взаимопониманию партнеров, минимизируют риск возникновения барьеров и деструктивных конфликтов [13]. Критическое мышление как система когнитивных стратегий является залогом эффективного взаимодействия с потоком информации, умения анализировать, подвергать сомнению, вычленять нужные факты, не поддаваться «фейкам» [4]. Креативность рассматривается как отдельная составляющая компонентов личности, проявляющаяся в общении, деятельности, игре и проч., так и характеристика личности в целом, предполагавшая творческий, нестандартный, воссоздающий подход [5]. Кооперация обеспечивает эффективное взаимодействие человека с другими людьми, возможность работы в команде, достижения общих целей и результатов [10]. Каждый из указанных компонентов, формирующих модель «4К», является необходимым для самореализации личности, эффективного обучения в условиях цифровизации системы образования. При более подробном анализе, диагностике и проектировании методов и технологий развития «мягких навыков» считаем важным сделать акцент на многообразии и вариативности трактовок, которые предлагают ученые. Так, например, в работе Т. А. Ярковой ведущими умениями личности XXI века считаются критическое мышление и активность, а также «открытость всему новому и умение в нем ориентироваться; коммуникативные навыки; умение находить и обрабатывать информацию». Т. А. Яркова совместно с И. И. Черкасовой разработали «карту формирования softskills» на примере педагогических дисциплин, она представлена тремя блоками: развитием когнитивных способностей, деятельностных способностей и личностных способностей [15]. В исследованиях В. Шипилова гибкие навыки относятся к социально- психологическим ввиду их коммуникативного, лидерского, командного и публичного характера, которое обеспечивает эффективное взаимодействие людей [14]. С. Н. Бацунов, И. И. Дереча, И. М. Кунгурова, Е. В. Слизкова отмечают, что современные мягкие навыки являются ключевыми для деятельности инженеров, поскольку техническая работа становится все более междисциплинарной и основывается на совместной деятельности [2]. В своем исследовании мы трактуем softskills как комплекс навыков, определяющихся индивидуально-личностными особенностями конкретного человека, которые формируются и продолжают свое развитие посредством деятельности и общения [6]. Активное формирование мягких навыков реализуется в деятельности современных образовательных площадок, создающих комфортные условия как для учебной деятельности, так и досугового времяпрепровождения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=