#Ученичество

| #Ученичество. 2024. Вып. 3 | #Apprenticeship. 2024. Issue 3 21 Abstract : The paper justifies the crucial and timely importance of the formation and advancement of soft skills, examines methodologies for defining the concept of soft skills, and reviews the evolution of this concept within the scientific paradigm. The objective of this study is to examine the development of flexible soft skills among high school students, belonging to Generation Z, who have grown up in an era of digital technology. Based on the analysis of the results, it was found that the majority of respondents have insufficiently developed components included in the structure of the 4K model. It is reasonable to devote particular attention to the outcomes of critical thinking diagnostics and high indicators representing the degree of advancement in creative thinking. This provides grounds for the assertion that creative expression in adolescents is more pronounced than the inclination to engage in abstract logical problem-solving. The development of soft skills in students is an important factor in enabling them to cope with the challenges of learning in a digital environment. Keywords: soft skills, 4K model, high school students, critical thinking, creativity, cooperation, communication. © Шалагинова К. С., Шокурова С. Г., 2024 © Shalaginova K. S., Shokurova S. G., 2024 Активное внедрение цифровых технологий, в том числе в образовательный процесс, создало возможности для функционирования современной системы обучения в новой «digital»-реальности. Данное положение дел во многом способствует повышению качества образования, делает процесс обучения для современных школьников более увлекательным, а получение знаний более доступным. Между тем, несмотря на очевидные плюсы цифровизации, считаем важным говорить о проблеме (не)соответствия обучению с применением цифровых технологий не только педагогов, но и самих учащихся. Для подготовки учителей созданы специальные обучающие курсы, тренинги, разработаны программы, порталы. При этом обучающиеся, на наш взгляд, остались незаслуженно забытыми в этом вопросе. Информационная и цифровая продвинутость современных школьников действительно позволяет безбарьерно использовать различные технологии в процессе обучения, но отнюдь не является гарантом отсутствия трудностей. Их минимизации во многом может способствовать освоение так называемых гибких навыков, которые в настоящее время рассматриваются как некое условие и гарант эффективной жизнедеятельности во всех сферах. Гибкие (мягкие) навыки позволяют современному школьнику строить конструктивные межличностные отношения, обеспечивают развитие лидерского потенциала, возможность отстаивать собственную точку зрения, проявлять пластичность, успешно адаптироваться к меняющимся условиям. Интерес к понятию softskills (гибкие навыки) одними из первых начали проявлять ученые США в рамках задачи эффективной подготовки военных. Исследователи данной области пришли к выводу, что ключевое значение для продуктивного роста специалиста имеют не только профессиональные навыки, но и универсальные компетенции [16]. На основе данных идей несколько позднее была разработана учебная доктрина «системная организация обучения», в которой доминирующими считаются навыки, не связанные с наличием академических знаний. После утверждения данной программы и ее дальнейшего использования были

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=