#Ученичество
| #Ученичество. 2024. Вып. 3 | #Apprenticeship. 2024. Issue 3 19 организм и психику. Неслучайно великого Пифагора называют «первым арттерапевтом», который успешно применял специально подобранные мелодии, чтобы лечить от тоски, нервных расстройств и сердечных болей. Гармоничная музыка снимает напряжение, тревогу перед экзаменами у школьников, помогает сконцентрировать внимание, успешнее усвоить новый материал. Удивительный музыкальный феномен – «эффект Моцарта» – уже с XIX в. использовался в медицине, психиатрии, стоматологии. Вокалотерапия – исполнение народных песен – оказывает мягкое терапевтическое воздействие на психику ребенка [4; 5]. В сегодняшней социально-культурной и экономической ситуации музыкальное воспитание детей – это не та проблема, которая волнует большинство родителей. Анкетирование выявило немало семей, в которых не видят особой проблемы в музыкальной некомпетентности ребенка, в том, что школьники не могут назвать фамилии российских и зарубежных композиторов, их произведения, кроме самых модных, популярных у молодых людей, сиюминутных «однодневок». И без музыки хватает трудностей, забот, поводов для тревоги, беспокойства. Стоит ли беспокоиться, если сын и так постоянно слушает музыку, вообще «наушники не снимает». Приоритеты семьи очевидны: главное, чтобы не связался с дурной компанией, не увлекся алкоголем, наркотиками, вейпами, ароматическими и психотропными веществами. Но в наше турбулентное время в ситуации неопределенности родителям, которых заботит психическое и психологическое здоровье ребенка, важно знать и понимать, какая музыка звучит в наушниках подростка, старшеклассника, студента. Сегодня все чаще говорят о «токсичной» музыке, оказывающей деструктивное воздействие на личность. Такая музыка отличается частым диссонансом, отсутствием формы, нерегулярностью ритмов или же примитивным грубым ритмом. Нельзя недооценивать вредное влияние подобной музыки на интеллект ребенка, критичность и креативность мышления, на эмоционально-волевую сферу личности. К сожалению, в современных российских и белорусских семьях музыкальные традиции значительно ослабли. Музыкальное воспитание в семье – это тот инструмент, сохраняя и возрождая который мы не только нравственно и эстетически развиваем ребенка, создавая эмоционально-благоприятную атмосферу, особый психологический комфорт, но и укрепляем его связи с родителями, с бабушками, дедушками, общими предками. Литература 1. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой: современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2010. С. 16–493. 2. Гурбо Н. И. Пропедевтика раннего музыкального развития ребенка средствами искусства // Становление и развитие личности в музыкально-образовательном процессе. Минск: Адукацыя i выхаванне, 2022. С. 142–155. 3. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста : учебник для студ. вузов. М.: ВЛАДОС, 2000. 116 с. 4. Становление и развитие личности в музыкально-образовательном процессе: научно- педагогическая школа Е. С. Поляковой / [сост. Е. С. Полякова, А. И. Ковалев, М. В. Иванова]. Минск: Адукацыя i выхаванне, 2022. 220 с. 5. Шеппард Ф. Развивающая музыка / пер. с англ. Л. А. Бабук. Минск: Попурри, 2009. 416 с. Статья поступила в редакцию: 05.11.2024 The article was submitted: 05.011.2024 Одобрена после рецензирования: 24.11.2024 Approved after reviewing: 24.11.2024 Принята к публикации: 12.12.2024 Accepted for publication: 12.12.2024
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=