#Ученичество

| #Ученичество. 2024. Вып. 3 | #Apprenticeship. 2024. Issue 3 18 регулярным посещением театра, филармонии, концертов. Приобщая детей к музыкальному искусству, можно читать вместе с ребенком детские книги с рассказами об известных композиторах, играть в музыкальные игры: «Пропой свое имя», «Какой инструмент звучит?», «Кто на каком инструменте играет?» [1]. В палитре методов семейного воспитания доминируют приучение и упражнение: приучать детей сравнивать характерные особенности песен, мелодий, стимулируя их интерес к музыке, потребность общения с ней. Эта работа ведется последовательно из года в год, изо дня в день. Музыка как важный элемент домашних праздников и развлечений помогает создать радостное бодрое настроение. Исполнение песен, хороводов объединяет членов семьи, а если музыкальное деятельность сочетается с другими видами – театрально-игровой, художественно словесной, изобразительной – решаются многие нравственные, эстетические задачи воспитания. В. А. Сухомлинский подчеркивал: чтобы приучить ребенка эстетически относиться к музыке, родители должны проявить много повседневных усилий, терпения и настойчивости [3]. Родители должны беречь хрупкую психику ребёнка от влияния современных зрелищных шоу с громким музыкальным сопровождением, пиротехническими эффектами. Такие представления не только утомляют и дошкольника, и подростка, возбуждают их нервную систему, но и снижают восприимчивость к более мелодичным музыкальным произведениям. В советской семье было «хорошим тоном» учиться (обычно девочкам) в музыкальных школах. Родители копили деньги, годами стояли в очередях (записывались, ходили отмечаться), чтобы купить пианино. В семье детям объясняли, что «музыка нужна не для профессии», а «для себя», для общего развития, «как здорово будет тебе сыграть, когда придут гости». Основными психологическими механизмами были убеждение и внушение, а среди дидактико- воспитательных методов: беседа, пример, поощрение и наказание. Внушение – это воздействие одного человека на другого с определенной целью: побудить к конкретным действиям. Влияние внушения родителей на ребенка связано с их авторитетом, с психологической зависимостью младшего школьника, подростка. Убеждение в отличие от внушения предполагает использование аргументов, фактов, доводов. Родители в семейном воспитании широко используют прямое и косвенное убеждение. Однако при полном отсутствии музыкальных способностей (звуковысотного слуха, голоса, чувства ритма и лада) дети часто воспринимали «музыкалку» как «каторгу», пропускали занятия, ссылались на плохое самочувствие, уговаривали родителей позволить им «бросить». Иногда ребенку это удавалось: придя с работы, усталые родители не всегда были расположены слушать бесконечные гаммы, аккорды, этюды (да еще и с ужасными ошибками). Удивительно другое: нередко даже негативный опыт музыкальной школы позднее оказывался важным позитивным приобретением для повзрослевшего старшеклассника, студента. Часто складывалась парадоксальная ситуация: ребенок, решивший забыть «музыкалку» как «кошмарный сон» и никогда не подходить к инструменту, вдруг начинает перебирать клавиши, с удовольствием подбирая знакомую мелодию. Важно, что несмотря на явную перегруженность программы детской музыкальной школы, педагогам удавалось воспитать у ребенка музыкальный вкус, иммунитет от примитивизма и музыкальной пошлости. Ребенок, который слушал Моцарта и Чайковского, оказывался менее восприимчив к «модным» музыкальным «фастфудам» сегодняшнего дня. Еще в глубокой древности было известно, что музыка способна оказывать эффективное лечебное или болезнетворное воздействие на человеческий

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=