#Ученичество

| #Ученичество. 2024. Вып. 3 | #Apprenticeship. 2024. Issue 3 17 Подражание доминирует в дошкольном возрасте, но сохраняется и на других возрастных этапах развития ребенка, при этом его содержание несколько изменяется. В младшем школьном возрасте, когда ведущей деятельностью становится учебная, роль родителей в музыкальном воспитании несколько снижается, для ученика более авторитетной фигурой оказывается учитель, ребенок копирует его интонации жесты, манеру исполнения песен. В подростковом возрасте, со свойственной ему ведущей деятельностью интимно-личностного общения, ученик, подвергаясь давлению со стороны одноклассников или другой референтной для него группы, начинает копировать их действия, принимать нормы поведения, разделять основные ценности. Подросток слушает ту музыку, которую слушает большинство одноклассников, повторяя за сверстниками позитивные или негативные оценки отечественных и зарубежных исполнителей, музыкальных групп. Таким образом, подражание превращается в инструмент группового «мышления». Подросток стремится вести себя «правильно», подражать лидеру, воспроизводить его музыкальные приоритеты, подчеркивая, что ему близки вкусы и идеалы одноклассников. Значимым социально-психологическим механизмом является также э моциональное заражение, то есть, передача психического настроя, настроения от одного человека другому или группе людей. Эмоциональное воздействие осуществляется в условиях непосредственного контакта – личного или виртуального. Среди множества теорий эмоционального заражения популярны идеи Элейна Хэтфилда, считавшего, что заражение происходит бессознательно: человек автоматически копирует мимику, голос, жесты, позы другого. Через неосознанное повторение чужих движений мы постепенно перенимаем те же чувства, что и наш собеседник. Существует и противоположная точка зрения: эмоциональное заражение осуществляется преднамеренно, осмысленно, когда личность сравнивает себя с референтной группой. Родители продолжают развитие детского музыкального восприятия, используя классическую, народную, современную музыку разного характера: праздничную, веселую, грустную, торжественную. Ребенок способен определить, какая это музыка – радостная, спокойная; звуки – низкие, громкие, тихие; на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян и др.). Подражая родителям, он понимает: как надо спеть песню, как двигаться в хороводе, как в марше, как в быстрой пляске. Дети выделяют грустные мелодии («Болезнь куклы» П. И. Чайковского) и веселые («Резвушка» В. Волкова), колыбельные песни («Колыбельная» В. Моцарта), знакомятся с музыкой природы, разных времен года (из «Детского альбома» П. И. Чайковского), музыкой разных культур [1; 4]. Ребенок ищет выразительные движения, изображая медведя, который тяжело топает; скачущего зайчика, легкого и веселого; поющей птички; порхающей бабочки и т. д. Значительный интерес у ребенка вызывает игра на детских музыкальных инструментах. В раннем и младшем дошкольном возрасте в семейном воспитании можно использовать погремушки, музыкальный молоточек, бубен, колокольчики, ложки, детские гитары, гармошки, рояли, скрипки, треугольники. Дети учатся воспринимать музыку, внимательно, терпеливо дослушивать до конца, стараются запоминать песни и пьесы. Постепенно у дошкольников накапливается запас любимых песен. Старшему дошкольнику можно предложить вместе с родителями переделать слова известной ему песни и спеть полученный оригинальный текст родственникам и знакомым [2; 3]. Полезно предлагать детям «нарисовать музыку», а потом вместе обсудить содержание рисунков. И, конечно, музыкальное воспитание ребенка связано с

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=