#Ученичество

| #Ученичество. 2024. Вып. 3 | #Apprenticeship. 2024. Issue 3 16 Keywords: music education, family, parents, music, psychological mechanisms, contagion, imitation, persuasion, suggestion, preschooler, teenager. © Полякова Е. С., Федотенко И. Л., 2024 © Polyakova E. S., Fedotenko I. L.,2024 Традиции – это не поклонение пеплу, а передача огня. Густав Маер Одна из важных задач воспитателя состоит в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому ребёнку скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка. В. А. Сухомлинский Музыкальное искусство, отражая жизнь во всем ее многообразии, значительно обогащает духовный мир личности. Особое значение для ребенка имеет начальный этап его приобщения к музыке. В тандеме школа –семья в музыкальном воспитании ребенка приоритет остается за родителями. Семья – это та доброжелательная комфортная среда, в которой ребенок делает робкие неуверенные шаги в мир музыки, с первых дней жизни (а нередко еще до рождения) впитывая мелодии и ритмы колыбельных и народных песен. Музыка – величайший источник нравственного, эстетического, интеллектуального развития личности, который открывает малышу, дошкольнику, подростку, старшекласснику безграничный мир ощущений, эмоций и чувств. В российской и белорусской традиции музыкальное воспитание всегда рассматривалось как важная составляющая социализации и развития ребенка. Классическая модель дворянского семейного воспитания, в которой важнейшую роль играло музыкальное искусство, сложилась уже в XVIII–XIX вв. Музыка выступала своеобразной доминантой культурного пространства семьи: домашние концерты, усадебное музицирование, театр в дачном варианте, аккомпанемент танцам и пению на гитаре или фортепиано, игра в камерных ансамблях, когда участниками исполнения становились все члены семьи, владевшие разными музыкальными инструментами. В модели народного музыкального воспитания в семьях России и Беларуси ребёнок находился под воздействием естественной «живой» музыки, сопровождавшей материнскую педагогику, повседневный быт, различные виды трудовой деятельности. В современном социокультурном пространстве родители дошкольников в домашнем музыкальном воспитании могут ориентироваться на опыт детских садов, используя в качестве основных психологических механизмов подражание и заражение. Подражание принято рассматривать как социально-психологический процесс, в котором один человек пытается с максимальной точностью воспроизвести действия другого человека или группы. Подражание играет значительную роль в процессе присвоения личностью социального опыта. В раннем детстве и в дошкольном возрасте дети активно копируют нормы поведения взрослых, навыки самообслуживания, широкий спектр предметных действий. В процессе музыкального воспитания в семье ребенок с удовольствием подпевает родителям, повторяет за ними окончания музыкальных фраз песни, хлопает, притоптывает, кружится под звуки польки, марша, вальса [1, 2].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=